Медицинская газета,
22 марта 1996 г.
ОМС: время показало его жизнеспособность 694 просмотра
Кандидат медицинских наук Николай Михайлович Решетников — исполнительный директор Республиканского фонда ОМС. В этой должности в Марий Эл его знают сравнительно недавно, первый год. Но в здравоохранении он не новичок, имеет почти 15-летний стаж, в том числе на научном поприще.
- Николай Михайлович, не стану интересоваться причинами выбора вами нового места работы (это личное дело), но позвольте спросить: не разочаровались?
- Знаете, если откровенно, то нет и нет! Более того, с каждым днем открываю для себя нечто общее между характером прежней моей деятельности — изысканиями по сугубо медицинской тематике, и нынешними поисками наиболее эффективных способов становления экономических отношений в здравоохранении, чему, собственно, и способствует ОМС. Как и раньше, по-прежнему придерживаюсь основного правила моего внутреннего «я»: не пасовать перед неизвестностью. Науки не бывает без риска, и здесь в новом качестве приходится идти на разумный риск. И потом, мыслить ведь творчески, думать масштабно — этого тоже никто не отнимает у меня…
- Так-то оно так, но не все, к сожалению, зависит от индивидуальных черт характера. Порой ситуация складывается не в пользу новшеств. Что греха таить, пока провозглашенная законом система ОМС, в основу которой заложен благой принцип «богатый платит за бедного, здоровый — за больного», не нашла в России твердой опоры.
- Зато в большинстве регионов нашла реальную поддержку, и при всей разночтивости закона и недостатках его никто уже не пытается отрицать, что с введением обязательного медицинского страхования в стране началась реформа здравоохранения на основе экономических методов управления. Время показало жизнеспособность ОМС. Остается принять во внимание все позитивные и негативные стороны и двигаться дальше. Ведь отрицательный результат, говорят, тоже результат. Вот был в Москве, встречался с исполнительным директором Федерального фонда ОМС, его сотрудниками (кстати, мы подписали соглашение), познакомился поближе с практикой работы некоторых территориальных фондов и пришел к выводу, что в Марий Эл по некоторым позициям сделано больше, чем где-либо. И это при том, что за весь период с начала внедрения ОМС ни один представитель управления, ответственного в Минздравмедпроме России за ход реализации закона, практически в республике не появлялся.
А ведь если бы из Москвы шла помощь и от министерства, а не только по линии Федерального ФОМСа, многих ошибок удалось бы избежать. По крайней мере некоторых психологических нюансов в коллективах, которые ожидали немедленного результата от перехода к медицинскому страхованию. Те, кто ориентировался прежде всего на повышение заработка, даже не пытались понять, что противоречия на первых порах исходили не столько от самой идеи страхования, сколько от недостатков в работе по ее внедрению на всех уровнях, начиная от министерства и до первичного звена. К примеру, у нас в республике на первом этапе внедрения ОМС были реальные предпосылки к более активному восприятию реформирования отрасли.
Местные власти, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл начали с внедрения ОМС в Йошкар-Оле, с широкой демократизации. Создали в качестве партнеров органов здравоохранения профессиональную врачебную ассоциацию и медицинскую ассоциацию, где в качестве юридических лиц выступали коллективы больниц. Исходили из того, что в результате удастся создать хозрасчетные экономические отношения не только между субъектами страхования, но и внутри учреждений здравоохранения, нечто вроде хозрасчета. Иными словами, основным содержанием такого хозяйственного механизма должна быть оплата труда медиков исключительно по количеству и качеству выполненной работы. Надеялись также, что государственные бюджетные учреждения на очередном этапе смогут принять статус государственных хозрасчетных предприятий и в какой-то момент будут иметь не только государственную форму собственности. Но, создав развитые хозрасчетные экономические взаимоотношения между субъектами медицинского страхования, в регионе не смогли развить их дальше.
- Это не столько вина, сколько беда медиков. Понятно, все ожидали от ОМС немедленных преимуществ. Получать зарплату не по единой тарифной сетке в виде установленных окладов, а выйти на новый принцип оплаты. И поскольку этого не произошло, видимо, и начался откат назад?
- Не совсем так, но неудачи с помощью антипропаганды ОМС здорово дискредитировали медицинское страхование. К тому же в 1994-1995 гг., когда в нашей республике практически должен быть завершен переход к ОМС, резко ухудшилась экономическая ситуация в стране. Вот и поползли слухи: не стало легче работать и жить, значит, виною всему реформирование.
- Но слухи слухами, а в одной вашей газете натолкнулась на конкретный факт. На начало года только в Мари-Турекском районе страховые компании задолжали здравоохранению более одного миллиарда рублей. И возникла цепная реакция: медики в свою очередь не могли рассчитаться со своими долгами за лекарства, электроэнергию, коммунальные услуги и т.д. И, по-видимому, это не единственный случай?
- О погашении долгов можно вести речь при наличии средств и обвинять нас в том случае, если бы деньги мы имели, но не давали. А когда их нет? Экономическая обстановка в республике очень напряженная. Мы относимся к регионам, где львиную долю в общем объеме промышленного производства составляла «оборонка», которая оказалась никому не нужной. Предприятия встали. Природных ресурсов, которые можно было бы выгодно сбыть за границу, тоже нет. Откуда возьмутся отчисления?
- Можно всему найти оправдание объективными причинами, труднее увидеть выход из положения…
- Этот выход мы и стали искать. Проанализировали ситуацию с теми же неплатежами, и представилась вот какая картина. Работающих сейчас оказалось меньше, чем неработающих. А государство, как известно, пока еще плохо заботится о своих гражданах. В 1995 году страховых взносов из бюджета поступило на неработающее население 26,5 миллиарда рублей, а на работающее — 68 миллиардов. Неоплаченных же счетов по «работающим» осталось на сумму в восемь с лишним раз большую, чем по «неработающим». Налицо явный дисбаланс и с поступлением средств, и с их расходованием. Кстати сказать, у нас своей властью установили тариф страхового взноса не 3,6 процента, а 9,63 процента. Но и этого недостаточно, республика-то дотационная. Надо сейчас отчислять минимум 12 процентов при существующем положении.
- Выходит, в какой-то мере Республиканский фонд может влиять на ситуацию?
- Безусловно. Тем более что работаем в тесном контакте с правительственными структурами, министерством здравоохранения республики. Министр Виктор Петрович Рассанов — председатель Республиканского фонда ОМС, я — член коллегии Минздрава. Поэтому сообща решаем все назревшие проблемы. Однозначно можно сказать: фонд входит в структуру здравоохранения. И каких-либо недоразумений в наших отношениях, к счастью, не возникает. До января 1996 года работали по первому варианту закона о медицинском страховании, естественно, огрехи, правовое несовершенство во многом тормозили продвижение. Начали совсем по-иному 1996 год. Практически на сегодняшний день все население у нас застраховано и каждый житель старше 16 лет имеет страховой полис. Скоро думаем перейти на единый страховой полис — с таким расчетом, чтобы при смене компании застрахованный не менял его. Более того, работаем вместе с Федеральным фондом ОМС по введению полиса на электрононосители. При новой форме страхового документа голова у пациента болеть не будет, сохранность полиса станет нашим внутренним делом. А то иные забывчивые граждане забывают их сдавать, в прошлом году не вернули 24 процента полисов.
- А предусмотрены ли у вас, как практикуют другие территориальные фонды ОМС, например, финансовая помощь, приобретение санитарного транспорта, оборудования для больниц? Не случайно задаю этот вопрос, потому что бывает, когда наряду с нужной аппаратурой фонды преподносят в дар не то, что надо, и врач этого не заказывал…
- Нет, мы направляем средства от сбора страховых взносов только на оплату медицинской помощи в соответствии с программой. Правда, за счет резервного фонда иногда приобретаем небольшое количество лекарств, но крупное дорогостоящее оборудование вообще не закупаем и не вмешиваемся в дела в этом вопросе главных врачей. У нас и без того очень обширная программа — пожалуй, шире, чем федеральная, мы оплачиваем все виды медицинской помощи, кроме разве зубопротезирования и косметического лечения. Конечно, оперативно контролировать поступление и расходование средств очень сложно, поэтому в корне перестраиваем всю свою работу. С тем чтобы система ОМС на деле была направлена в первую очередь на защиту интересов застрахованных. Так, организовали два новых отдела, ответственных за сбор взносов. Заменили всю нормативную базу. Компании сохранили — их у нас шесть, — но функциональные обязанности изменили. Практически полностью изменили положение фонда, содержание договора, который мы теперь заключаем с каждой больницей.
В общем, намного работы прибавилось, но я оптимист и верю в завтрашний день. Закон, конечно, несовершенен, каждый его трактует по-своему, нет четких правовых рамок. Но на то она и жизнь, чтобы ее постоянно улучшать.
Вся пресса за 22 марта 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Столица, Регионы, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 сентября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде фирма выплатила страховщикам 7 млн за автоподставы
|
|
5 колесо, 17 сентября 2024 г.
Названа реальна стоимость каско в России: вот что говорят сами автовладельцы
|
|
МедиаРязань, 17 сентября 2024 г.
Рязанские водители при европротоколе выбирают деньги
|
|
Волгоградская правда, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде автоподставщик возместит страховой компании 7 млн рублей
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 17 сентября 2024 г.
ОСАГО - на водителя: в Госдуме предложили отвязать «автогражданку» от машины
|
|
Заполярная правда, Норильск, 17 сентября 2024 г.
Более 570 автовладельцев Красноярья воспользовались дистанционным урегулированием убытков по ОСАГО
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Страховые организации смогут получить лицензию управляющей компании
|
|
Финмаркет, 17 сентября 2024 г.
Установлен порядок получения страховщиками жизни лицензий УК для проведения операций по программам ДСЖ
|
|
RATA-news, 17 сентября 2024 г.
Эксперты РСТ прокомментировали ДТП с участием российских туристов в Египте
|
|
РИА Новости, 17 сентября 2024 г.
Российский ФОМС будет сотрудничать с коллегами из Казахстана
|
|
CNews.ru, 17 сентября 2024 г.
Ozon запустил первый страховой продукт
|
|
18.мвд.рф, Ижевск, 17 сентября 2024 г.
Более 3,3 миллионов рублей похищено мошенниками у машиниста из Ижевска под предлогом продления полиса медицинского страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 17 сентября 2024 г.
Кабмин поддержал введение наказания за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Грузы идут за страхованием
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«Цена далеко не единственный фактор выбора»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Никто плохого слова не скажет
|
 Остальные материалы за 17 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|